Рейтинг@Mail.ru
А началось все с того, что в 1920 г. советский (!) инженер Л. Тремен изобрел но¬вый музыкальный инструмент—терменвокс. Он был устроен следующим образом: высота то-на изменялась с помощью приближения к антенне или удаления от нее руки исполнителя. Желание использовать электричество в музыке побуждало изобретате¬лей придумывать необычные инструменты с причудливыми названиями—эмиритон, траутониум, виолен. В тридцатые годы в результате объединения различных нова¬торских идей (в основном, под влиянием Тремена) появились и первые электроги¬тары. Но с современной электрогита-рой у них найдется мало общего. Просто из по¬буждения как-то выделить гитару в орке-стре и сделать ее звук более громким к аку¬стической гитаре приставили звукосниматель. Но и это не вывело гитару на место лидера в оркестре, чего так хотели добиться. Звук стал громче, но сущность ги¬тары—аккомпанемент—осталась. Позднее было обнаружено, что посредством обра¬ботки звука до усилителя можно добиться невероятного результата. Тогда и была рождена электрогитара, которая приобрела со временем цельный корпус и массу электроники в придачу. Со временем, именно она и стала "первой скрипкой" рок-ансамбля. Правда, в последнее время бас-гитара, ранее исполнявшая только функ¬цию ак-компанемента, приобретает такие сольные партии, что и ее с успехом можно причислить к разряду лидеров в группе. Обладая новым, необычным инструментом, неутомимые экспериментаторы пыта-лись создать новую музыку. Характерной чертой ее была резкость звука, кото¬рая и раз-дражала первых слушателей, привыкших к плавной обтекаемой передаче музыкальных идей. Вслед за первыми рок-н-роллами конца 50-х—начала 60-х годов, волной прока-тившихся по США и вызвавших бурю упреков и дифирамб одновре¬менно, появилось то, что мы теперь называем хард-рок. Дословно это понятие означает “жесткий” или “тяжелый” рок. Но понятие это на-столько всеобъемлющее, что многие вообще не видят разницы между собственно рок-музыкой и этим ее направлением. Хард-рок, элементы которого присутствовали в творче-стве большинства западных поп-групп с первой половины 60-х годов, принял относи-тельно четкую форму в музыке “Блю Чиэр”, “Крим”, “Ярдбердз”, а также ле¬гендарных “Битлз” и “Роллинг Стоунз”. Что касается “Битлз”, то многие считают четырех ливерпульских парней осно¬вателями стиля “рок”. Так ли это? Сложно сказать. Они дали духовную основу рок-музыки, подготовили для нее аудиторию, но именно с музыкальной точки зрения их нельзя отнести к основателям рока: относительная простота музыки и текстов никак не соотносится с роком. Конечно же, эта примитивность—лишь шаг навстречу моло¬дежи того времени, которая требовала чего-то простого и доступного для понимания, а вовсе не свидетельство отсутствия таланта у музыкантов, тем более что у “Битлз” много дейст-вительно выдающихся песен, достойных стать в один ряд с шедеврами классики. Навер-ное, правильнее бы было отнести группу к “попсе”. Но роль Лен¬нона сотоварищи в под-готовке молодежной аудитории к необычной музыке трудно преувеличить. Что касается “Роллинг Стоунз”, то они начали свое восхождение на рок-олимп на обломках команды “Блюз Инкорпорэйтэд”. Блюзы и составили основу репер¬туара груп-пы, однако их характерной чертой был усиленный гитарный звук. Группа упорно созда-вала свой музыкальный язык, свое звучание. Известность, хотя и не¬сколько скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и публика были шокированы их музыкой, песнями с мас-сой жаргонных выражений, манерой держаться на сцене, ис¬ходившим от них духом не-прикрытой чувственности. Но состояние шока прошло, и у группы появились первые на-стоящие поклонники. История “Роллинг Стоунз” по¬сле 1965 года, особенно после песни "Удовлетворение" (нашему широкому кругу слушателей известна по рекламе "Snickers"),--это история стремительного взлета группы к славе, к положению лучшего рок-ансамбля мира. Но трагедия в Атла¬монте в 1969 г. ("ангелами ада" перед сценой убит один из зрителей) стала огромным шоком для музыкантов. Концерты стали сдер-жаннее, музыканты по-новому взгля¬нули на ответственность исполнителя перед слуша-телем. Они не изменили свой об¬лик, но надлом произошел. Жертвой его стал зритель: альбомы группы становились все хуже и неровнее, а в 1987 “Катящиеся Камни” распа-лись. Правда, в начале 90-х группа вновь объединилась, но это скорее была уже дань мо-де и погоня за деньгами. Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение тяжести, дос-тигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музы¬кантов виртуозного владения своими инструментами. Также, помимо "выпуклости" ритм-секции, все входящие в нее инструменты напрямую связаны с мелодическим лидером-гитаристом, поэтому здесь не может быть обособленной импровизации од¬ного инстру-мента, а это означает, что в импровизации участвуют все инструменты группы, созда-вая целостность и монолитность произведения. Как самостоятельное направление "хард-рок" выделился в конце 60-х го¬дов, и благодаря тому, что в законченном виде его донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, "хард-рок" с тех пор предполагает исполнение виртуоз¬ными инстру-менталистами, что пошло только на пользу и музыке, и ее поклонни¬кам. К началу 70-х появились группы-исполины, блиставшие не только тяжестью своего "хард-рока", но и исключительным композиторским талантом и исполни¬тельским мастерством. "Лед Зеппелин", "Дип Перпл", "Блэк Сэббэт", "Назарет", "Гранд Фанк Рейлроуд" и многие, многие другие почти 30 лет назад определили за¬коны и рамки хорошего тона хард-рока сегодняшнего дня. Но, конечно же, у всех были свои особенности. “Лед Зеппелин”, например, ис¬поведовали блюзовую манеру игры. Однако Дж. Пейдж (основатель “Свинцового дири-жабля” и один из лучших гитаристов мира) принес в классический блюз свое собственное понимание этой музыки, его "чувство гитары" было поистине уникаль¬ным (не говоря о технике игры), он тщательно "выписывал" каждый звук. Мощ¬нейшая ритм-секция и уни-кальный для белого певца негритянский тембр голоса Р. Планта (солист) сделали подра-жание "Лед Зеппелин" невозможным (манеру группы можно было лишь слепо копиро-вать). В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с другими направлениями рок-музыки, как правило, дает интересные результаты--так появился "тяжелый арт-рок", "хард-фьюжн", "тяжелая психоделия", а также такие стили, как "глиттер-рок", "тяжелый ритм-энд-блюз", "хард-кор".


Используются технологии uCoz